МБОУ Кардымовская СШ имени С.Н. Решетова
п. Кардымово Кардымовского района Смоленской области
  • Функциональная грамотность

    Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
    Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
    Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
    1) направленность на решение бытовых проблем;
    2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
    3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
    4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
    Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

    ​​Составляющие функциональной грамотности

    1. ​​Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

    2. ​​Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

    3. ​Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. ​Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    5. ​​Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    6. ​Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
    Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).
    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

    Интернет –ресурсы для подготовки к международному исследованию  PISA-2022

    В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 
    1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
    2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
    3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
    4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
    5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
    6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
    7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
    8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся.
    Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)


    Нормативные документы
    Федеральный уровень


    Иные ресурсы и полезные ссылки по формированию и оценке функциональной грамотности

    Методическое обеспечение

    Рекомендации для учителей

    Функциональная грамотность. Банк учебных заданий. Руководство пользователя.

    https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost/7739-bank-zadanij-dlya-formirovaniya-funktsionalnoj-gramotnosti-2 - Банк заданий для формирования функциональной грамотности

    https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost/7580-normativnoe-obespechenie - Нормативное обеспечение

    https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost/7733-metodicheskij-abonement - Методический абонемент

    https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost/7735-poleznye-ssylki-2 - Полезные ссылки

    АУ «Институт развития образования» информирует о состоявшемся 10 ноября 2021 года вебинаре федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» для учителей биологии, физики, химии по теме «Использование в учебном процессе КИМ, сформированных на базе банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности».

    Методические материалы

    Формирование функциональной грамотности обучающихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества современного образования.  

    По мнению Леонтьева А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка

    с выстраиванием  рейтингов образовательных организаций или регионов.

    Основой внедрения проекта являются идеи формирующего

    оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности.

    Система заданий и диагностических

    материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA.

    При этом  используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Интернет –ресурсы для подготовки к международному исследованию  PISA-2022

    Онлайн-тестирование для учителей "Компетенция учителя по формированию функциональной грамотности ученика" https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv3/test/start-3/

    Вебинар «Организация методической работы по формированию функциональной грамотности в образовательной организации».https://www.youtube.com/watch?v=Owm8vziWXCU

    Анализ результатов самодиагностики управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности. https://www.youtube.com/watch?v=RFJjsPLlFfo

    Найдено: 17

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie